Москва Тель-Авив логотип

Оливье и скрежет зубовный: Новый год для еврея

Александр Хаминский

Главный редактор журнала  «Москва – Тель-Авив»

Некоторые видные лица еврейской общины России занимают исключительно либеральную позицию и не имеют ничего против празднования светского Нового года. Борух Горин, глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России, например, Новый год справляет и очень красиво показывает это на своих страницах в соцсетях, не боясь какого-либо порицания

Встреча Нового года от страны к стране происходит практически во все сезоны и месяцы, но, тем не менее, миллиарды людей по всему миру, даже те, для которых их собственный национальный праздник наступает в феврале или сентябре, отмечают приход ночи с 31 декабря на 1 января, не придавая этому никакого культурного или религиозного значения. Для них это просто очередной повод собраться с друзьями, устроить вечеринку и повеселиться.

Однако, не всегда и не всеми празднование «в неурочное время» воспринимается, как простое развлечение. Среди некоторых ортодоксальных и неукоснительно соблюдающих традиции иудеев бытует мнение, что празднование евреями календарного Нового года – категорически недопустимо. В качестве причин такой неприязни они приводят несколько аргументов. Во-первых, говорят, что для них Новый год – это христианский праздник, с христианскими же символами: новогодней, то есть, на самом-то деле, рождественской, ёлкой, и с традицией отмечать год «от рождества Христова». Во-вторых, они напоминают, что у евреев есть и свой Новый год – праздник Рош а-Шана, который обычно приходится на сентябрь или октябрь. Разве можно отмечать Новый год дважды?

Правы ли они?

Как мне кажется, представители крайне религиозной еврейской общественности в данном случае проявляют банальную нетерпимость по отношению к событию, которое они совершенно напрасно считают религиозным. Новый год – это праздник светский, отмечающийся по всему миру. Его праздновали и в СССР, абсолютно антирелигиозно настроенном государстве, и продолжают чтить в современной многоконфессиональной России, выделяя в ряду других десятидневными каникулами для всей страны. С другой же стороны, и президент Путин, и другие лидеры государств, регулярно и совершенно искренне поздравляют религиозные общины – и иудеев, и мусульман – с их специфическими праздниками, участвуют в соответствующих мероприятиях и вообще относятся к этому вопросу крайне уважительно. Какая-то «толерантность в одни ворота» получается, не находите?

Да, изначально новогодняя ёлка «досталась в наследство» празднику от Рождества. Однако «обмирщение» тех или иных предметов – это абсолютно нормальный и закономерный процесс. Мы же не называем блины, которые пекут на Масленицу, символами Солнца, и не относим традицию сжигания соломенной куклы к идолопоклонству? Тем не менее, изначально, их суть была связана именно с языческими верованиями славянских народов, о чём прекрасно известно всем. Однако язычества в России не существует уже более тысячи лет, а традиция печь блины, устраивать народные гуляния и праздновать «всем миром» – беспрепятственно ассимилировалась и интегрирована в наше вполне светское общество. Почему же не провести подобную аналогию и для новогодней ёлки и связанных с официальным наступлением Нового года празднованиями?

Замечу, кстати, что та же ёлка встречается и среди атрибутов еврейских праздников, например, Суккота. В чём разница между христианским и иудейским деревьями? В породе? В оттенках зелени? Не понятно.

А уж аргумент о праздновании «очередного года от рождества Христова» кажется несостоятельным для любого человека, хоть немного знакомого с историей Римской Империи. Дата эта – чистая условность для упорядочения летоисчисления, а упомянутый в исторических источниках Иисус Христос и вовсе не имеет точно установленной даты рождения. Скорее всего, он родился в промежуток между 12 и 4 годами до н. э. И уж тем более, Рождество Христово никогда не отмечалось 31 декабря: католики по григорианскому календарю его празднуют 25 декабря, а православные – по юлианскому – 7 января. И Новый год в России и в мире абсолютно не совпадает по датам с этими христианскими праздниками!

Самый важный вопрос, который стоит рассмотреть в этом контексте, – терпимость. Ортодоксальные иудеи успешно интегрируются в светское российское общество, однако показывают часто отсутствие толерантности к светским праздникам, отрицают традиции, причём отнюдь не религиозного или православного толка!

Друзья, нет никакого принуждения праздновать «чужой» Новый год! Но разве столь бурное отторжение традиций страны, в которой вам случилось оказаться, работать и жить, не может привести минимум к недоумению, а максимум – к ксенофобии? Я прекрасно могу понять своих ортодоксальных единоверцев и их похвальное желание максимально чтить свои традиции в России. Но зачем навязывать свою точку зрения?

Тем более, что и некоторые видные лица еврейской общины России занимают исключительно либеральную позицию и не имеют ничего против празднования светского Нового года. Борух Горин, глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России, например, Новый год справляет и очень красиво показывает это на своих страницах в соцсетях, не боясь какого-либо порицания. И ваш покорный слуга, кстати, тоже. А вы? Собираетесь праздновать или с трудом будете перетерпевать эти внезапно подаренные вам государством 10 дней на общение с друзьями и близкими?