Москва Тель-Авив логотип

Еврейский отдых

Шалом Каплан

Отдых в нашей жизни занимает отнюдь не маловажное место. Почему-то принято считать, что иудаизм провозглашает чуть ли не отрешение от мира. Но на самом деле всё в точности наоборот.

Мы созданы в материальном мире для того, чтобы созидать, и своей жизнью освящать материю. Тора учит нас, как пользоваться миром, а не отстраняться от него. И именно отдых позволяет человеку восстановить силы моральные и физические для дальнейшего созидания. Всевышний создал для человека удивительный мир, в котором можно найти массу всевозможных развлечений практически на любой вкус.

Поскольку еврейский закон ограждает наши души от неблагоприятного воздействия окружающей среды через общение и питание, эти два фактора обязательно принимаются во внимание в организации отдыха.

Первое, о чем стоит поговорить, это взаимоотношение полов. Иудаизм запрещает внебрачные связи, а также всё, что может к ним привести. Посему посещение всевозможных мест, в которых присутствует «не кошерное» смешение полов, автоматически отсекается. Отдых на побережье возможен на раздельных пляжах, каких в Израиле немало, или же на диких, где нет посторонних.

Второй аспект – это кошерное питание. В Израиле, понятно, его организация – это не проблема. За рубежом, в городах, где есть еврейская община, как правило, также нет проблем с кошерными кафе и ресторанами. И в достаточно крупных туристических центрах данная проблема отсутствует. А вот как этот вопрос этот решается в местах удаленных от еврейской цивилизации, мы поговорим чуть позже.

Еврейский отдых можно условно разделить на два вида: семейный и туристический. Первый – это когда семья выезжает в курортное место, снимая гостиницу либо апартаменты. Это может быть организованный отдых в специально оборудованном отеле в Израиле либо за рубежом. Во многих крупных городах или в туристических центрах имеются кошерные гостиницы, что, в первую очередь, означает наличие в них кошерной кухни. Если таковой нет, то, как правило, неподалёку есть кошерный ресторан.

Существуют места, которые арендуются специально на отпускное время. В таком случае гостиницу буквально «оккупирует» группа машгиахов, которые кошеруют кухню, организовывают раздельное пользование бассейном и СПА и так далее. Место, как правило, подбирается живописное: на море, в горах, в туристической зоне. И спрос на подобные развлечения с каждым годом только растёт, а ассортимент – богатеет. Одно из неиспользованных помещений, например картёжная, переоборудуется под синагогу. Зачастую приглашаются известные раввины или лекторы, а также канторы. Один из моих знакомых вот уже несколько лет организовывает подобный отдых в Норвегии, что пользуется немалым спросом.

Туристический вид отдыха – это путешествия по различным экскурсионным маршрутам. Есть несколько солидных израильских турфирм, специализирующихся исключительно на кошерных экскурсиях. Спектр предлагаемых ими к посещению стран весьма широк. Подобные группы можно встретить в Москве, в Санкт-Петербурге и в любом другом культурном городе. Одни ездят исключительно по местам еврейской истории: в Испанию, Германию, Литву, Белоруссию, Чехию и Италию. По дороге, понятно, обращают внимание на местные достопримечательности. Другие же любят экзотику.

Когда маршрут проходит по цивилизованным в еврейском смысле странам, всё достаточно просто. Либо есть кошерный отель, либо едят в местном кошерном ресторане. В экзотических странах, куда не ступала даже нога Хабада, всё значительно сложнее. Вся ответственность за полноценное питание еврейского туриста лежит на гиде, который на время путешествия превращается ещё и в машгиаха кашрута. Все гиды проходят соответствующую подготовку, которая включает в себя не просто доскональное изучение правил кашрута, но также и умение работать с аборигенами (а то не ровен час и съедят!). В каждой гостинице маршрута путешествия есть опечатанное помещение либо шкаф, в котором хранится посуда. Гид после полного рабочего дня превращается в машгиаха: кошерует кухню, и, засучив рукава, работает допоздна вместе с местными поварами. Труд, надо сказать, не лёгкий, но, видимо, компенсируется достойно. Один знакомый уже с десяток лет возит религиозных евреев в Китай, другой в Индию.

Кроме организованного туризма существует и изрядный сегмент дикого. Любителям живой природы не страшны никакие трудности пути! Для одних цель – добраться до красивого озера и залечь там до конца отпуска. Другие любят горы, в которых, как известно, можно найти развлечение в любой сезон. Одна пара не так давно освоила околосочинский горнолыжный курорт. Во время постройки олимпийской деревни, видимо, кто-то подумал о евреях-путешественниках, и построил чудесные гостиницы с апартаментами. Наличие небольшой кухни решает все проблемы с кошерным питанием неприхотливых любителей горного воздуха. Ну а те, кому по душе (и, что немаловажно, по карману) комфорт, могут воспользоваться кошерной гостиницей на горнолыжном курорте в итальянских Альпах либо в Швейцарии. Как видите, путешествующих евреев можно встретить везде. Как говорил незабвенный Высоцкий, «евреи, евреи, кругом одни евреи». Впрочем, «лучше гор могут быть только горы», это тоже его.

Стоит отметить, что полноценному отдыху, в особенности для подрастающего поколения, всегда уделялось большое значение и в былые времена. В прошлые века ешивы выезжали на лето за город. Там они продолжали учёбу, перемежая ее доступными развлечениями. Эта традиция живёт и развивается по сей день. В разных странах мира устраиваются раздельные летние лагеря для мальчиков и девочек. Существует два формата: лагерь базируется на одном месте и выезжает на экскурсии либо постоянно перемещается. Обязательная часть программы включает ежедневное изучение Торы. Такой вид отдыха чрезвычайно популярен в США. Из душного Нью-Йорка, например, евреи на лето сбегают в горы. Туда же подаются и целые ешивы. Ежегодно в летний период устраиваются ешивные кэмпы, которые пользуются огромной популярностью. Вместе с учениками на отдых приезжают и раввины, и все прекрасно проводят вместе время.

Не обходится и без традиционного еврейского юмора, куда же без него! Один мой знакомый, ныне уважаемый раввин, рассказывал такую вот историю, произошедшую полвека назад. В кэмпе был обычай: в конце сезона старшая группа учеников устраивала розыгрыш. Среди подростков это было любимым развлечением. Из года в год проходил негласный турнир на лучший розыгрыш. Ребята из кожи вон лезли, чтобы удивить сверстников и наставников. Все с нетерпением ожидали последней ночи. И вот она наступила! Но ничего не произошло... Все мирно пошли спать. Но посереди ночи внезапно раздался вой сирен, послышались автоматные очереди и разрывы гранат. Лагерь осветился мощными прожекторами. Над территорией зависли 4 боевых (!) вертолёта, из которых по канатам спустился до зубов вооружённый десант. Через какое-то время подъехала бронетехника. Помимо этого, из громкоговорителей суровый голос непрерывно вещал, предупреждая о террористической атаке с указанием всем лежать на полу и не высовываться. Лагерь окутала дымовая завеса... В таком положении оглушённых евреев продержали до утра, а на рассвете из тех же громкоговорителей зазвучала еврейская музыка, сопровождаемая поздравлением выпускников с удавшимся розыгрышем. Целый год старшая группа ходила с высоко задранными носами! Они были уверены, что переплюнуть их уже никто и никогда не сможет. Вся еврейская Америка целый год обсуждала грандиозную шутку, обраставшую, как вы понимаете, всё новыми (и даже до сих пор не до конца известными) подробностями. Можете себе представить? Для такого светопреставления нужна не просто фантазия, но и не дюжие финансовые возможности. Так что всем было очевидно – розыгрыш поистине вошёл в историю!

Но и это, как говорят в рекламе, ещё не всё! Мой товарищ оказался как раз из тех, кто так просто не сдаётся и принимает вызов! Настало следующее лето. Последняя ночь кэмпа, на котором в этот раз присутствовал сам рав Яаков Каменецкий – величайший раввин Америки. И вдруг посреди ночи со всех сторон лагеря раздаются громоподобные трубные звуки шофара, сопровождающиеся криками: «Машиах пришел!!!». Представление было настолько правдивым, что у всех сон как рукой сняло. Рав Каменецкий одним из первых вышел на зов в праздничных одеждах с чемоданом в руке встречать царя Машиах, готовым сразу же отправиться на святую землю отстраивать Третий Храм. Когда розыгрыш раскрылся, он долго хмурился (никто ж не знал, что всё выйдет настолько натурально!), и отменил укоренившийся обычай. Вот так четыре (!) шофара переплюнули самый крутой голливудский боевик и сюжетом, и спецэффектами.

В заключение не могу не напомнить: юмор юмором, экстрим экстримом, но необходимо помнить о личной ответственности каждого из нас за жизнь и здоровье – собственные и чужие. Тора неспроста запрещает подвергать жизнь риску понапрасну! Поэтому в выборе активного отдыха этот фактор также крайне важно учитывать. Каковы критерии? Условно, их два: то, что представляет опасность для любого человека, либо заключает в себе индивидуальные риски. Иными словами, если у вас слабое здоровье, аллергия или специфическая не полезная для тела и души реакция на что-либо, оно – запрещено! Например, заплывать на глубину, не умея хорошо плавать, запрещено. Заниматься горными лыжами без соответствующей подготовки и экипировки – запрещено. Да и вообще, по поводу экстремальных развлечений стоит посоветоваться со своим раввином, разбирающимся в данной конкретной теме.

А самое главное – помните: банальная осторожность никогда не помешает! Ведь всем нам есть, что терять! Творец вселенной создал для человека целый мир с массой возможностей для полноценного отдыха, чтобы мы могли с новыми силами вернуться каждый к своему труду: кто над книгой, кто к созиданию блага в этом мире. И, конечно же, к главному – к служению Всевышнему каждым на своём месте!