Москва Тель-Авив логотип

О том как обрести вечный «некризис»

Герман Захарьяев

Президент Международного фонда горских евреев СТМЭГИ

Осень 2008 года, самое начало кризиса, канун Судного дня...

Когда я услышал тему, которой посвящен этот номер, у меня перед глазами всплыла картинка из недалекого прошлого. Осень 2008 года, самое начало кризиса, канун Судного дня. По традиции, я отправился в Хоральную синагогу, чтобы вместе со всеми верующими евреями исполнить заповеди, предписанные нам в ЙомКиппур. В тот вечер я увидел там множество людей, о еврейском происхождении которых я даже не догадывался, а если и догадывался, то уж точно не ожидал увидеть их в синагоге. Без преувеличения можно сказать, что в тот вечер в синагоге на Архипова собралась и деловая, и культурная элита России. Эта картинка запала мне в память, и потом я не раз возвращался мыслями к тому вечеру и искал ответ на вопрос: почему именно тогда все эти люди, которых раньше я ни разу не видел в синагоге, пришли к Б-гу? Ответ нашелся неожиданно и был довольно прост: кризис. Видимо, люди пришли в синагогу, спасаясь от своих страхов, надеясь, что Вс-вышний защитит их от надвигающегося кризиса. Я внезапно понял логику этих людей – они вспоминают о Б-ге, когда им угрожает опасность, когда им плохо, когда они болеют, но не тогда, когда у них все хорошо. И я считаю, что именно это и есть настоящий кризис – и не в экономике, а в душе. Просить поддержки и защиты у Вс-вышнего в тяжелые минуты и не вспоминать о Нем во все остальные дни – это, по-моему, кризис веры и отношений человека и Б-га. Это потребительский взгляд на мир, который нам оставил в наследство ХХ век, когда действия человека зависят от его выгоды. И, к сожалению, этим вирусом болеют многие наши современники. Сегодня некоторые люди воспринимают веру в Б-га и соблюдение заповедей как нечто необязательное, как то, что можно отложить на потом и вспомнить об этом, когда понадобится, словно о зимней одежде, которую на лето убирают подальше и достают из шкафов осенью. И пока каждый не поймет, что это ошибка, нам «некризиса» не видать. А преодоление этого кризиса – это, без преувеличения, вопрос будущего нашего народа, будущего наших потомков. 

Евреев недаром называют народом Б-га. Испокон веков наш народ жил с верой во Вс-вышнего, и вера эта была так крепка, что наши предки, не задумываясь, предпочитали смерть отказу от своей веры. С непоколебимой верой во Вс-вышнего евреи пережили всех Аманов, от фараона до Гитлера, пережили несколько геноцидов, которые уничтожили бы любой другой народ без следа. И всегда в основе каждого спасения была вера. Настоящая, ежедневная, ежесекундная. Вера всегда была необходима нашему народу – как воздух, которым мы дышим. И так же как мы не задумываемся над каждым вдохом и выдохом, мы не должны задумываться о необходимости соблюдения заповедей и молитв. Мы не должны вспоминать о Б-ге только в ситуациях, когда нам плохо, мы должны помнить о Б-ге каждую минуту нашей жизни, мы должны жить с Б-гом, и тогда мы обретем вечный «некризис».