Москва Тель-Авив логотип

О сочетании материального и духовного начал

Александр Борода

Президент Федерации еврейских общин России

Новый номер журнала раскрывает такое понятие, как «некризис»: это придуманный кем-то неологизм, не употребляющийся в нашей повседневной речи, смысл которого в том, чтобы дать отпор кризису. Попытаемся и мы внести свою лепту в разговор на эту тему.

Сегодня экономика России переживает нелегкие времена, и, к сожалению, это сказывается не только на вынужденном ограничении самого себя во второстепенных тратах, но и на гораздо более важной сфере – благотворительности и духовной жизни.

Для многих это непростой период: у кого-то опускаются руки и он впадает в уныние, кто-то не отчаивается и начинает новое дело взамен закрывшегося бизнеса. Об этом сегодня наперебой пишут газеты и журналы по экономике.

Но в этом номере нам предстоит поговорить о другой важной стороне проблемы кризиса – о поддержании гармонии между духовными и материальными аспектами нашей жизни – и ответить на вопрос, так ли нужно даже в тяжелой экономической ситуации впадать в уныние или же, наоборот, твердить о том, что материальное благо не важно вовсе?

Скоро наступит Песах, праздник, который мы отмечаем в память об Исходе еврейского народа из Египта и освобождении из египетского рабства. На пасхальном седере, вспоминая историю Исхода, мы не раз говорим о том, что наши духовная свобода и служение Творцу всегда будут истинным богатством. И это для нас бесспорная, вечная истина, о которой стоит помнить даже в самые критические моменты жизни, связанные с личной неустроенностью или проблемами в обществе. Также следует отметить, что многие еврейские праздники, конечно, имеют в своей основе идею отказа от  материального. Так, в Суккот нам велено жить в шалаше без привычных для современного человека удобств; в Йом-Киппур нам был дан пост, а в другие праздничные дни и шабат требуется себя в чем-то ограничивать – будь то еда или питье (не употреблять квасное в Песах), использование электричества, транспорта, денег и многое другое. Все это делается для того, чтобы нашей душе удалось возвыситься, оторвавшись от привычной материальной круговерти, и стать таким образом ближе к Творцу. Однако, несмотря на это, известны нам и случаи, когда Тора прямо или косвенно указывает на ценность материального мира. Например, когда евреи вышли из Египта, Бог давал им все, чтобы они не чувствовали потребности в материальных благах: им посылалась каждый день (кроме субботы) для питания так называемая манна небесная, их одежда не тлела, а из Египта как плату за свой рабский труд они вывезли огромное количество ценностей. Показательна и история, когда Б-г дал указание Моисею послать на разведку гонцов в землю Ханаана, чтобы узнать, какова она. Вернувшись, гонцы сказали, что живущий там народ им не побороть. Глядя на это неверие, Творец разгневался и наказал евреев сорокалетним скитанием по пустыне.

Почему же для Вс-вышнего так важно было, чтобы евреи вошли в землю Израиля, ведь они были так близки к нему, скитаясь в пустыне, в месте, где для них, в общем-то, не существовало материальных проблем, в месте, где, казалось, значение имела только их близость к Творцу? Ответ на этот вопрос в том, что человек есть сочетание материального и духовного начал, и первое создано для полноценного существования второго. Земля Израиля же дана была в том числе и для того, чтобы человек мог ее преображать и исполнять особые заповеди, реализовать которые можно лишь материальным образом. В преобразовании материального в духовное мы видим одну из основных целей существования человека и его служения Творцу, и именно для жизни в материальном мире нам была дарована на горе Синай Тора, в которой прописаны все заповеди. Их исполнение приближает нашу душу к Б-гу, наполняет жизнь смыслом. При этом соблюдение заповедей и полноценная духовная жизнь без материальной основы вещь крайне трудная, а во многих случаях и просто невозможная. В Талмуде сказано, что «без муки нет Торы», но и обратное верно: «без Торы нет муки». А это значит, что все находится в постоянном взаимодействии и зависит одно от другого. Так что нам стоит всегда помнить об этом балансе, обращая свое лицо к духовной работе и заповедям, а тогда с Б-жьей помощью и дела будут идти хорошо.