Москва Тель-Авив логотип

Сила богарства

Эли Розенблюм

Все знают поговорку: если ты такой умный, почему ты такой бедный? Ум и богатство в нашем мире никак не связаны, хорошо это или плохо. Вселенная – это множество сообщающихся сосудов и трубочек, и если ты свой «закупоренный» сосуд не отдаешь другим, то не сможешь получить в ответ приток новых средств и сил. Вс-вышний посылает богатство тому, кто сможет использовать его во благо. Тот же, кто просто любит деньги, скорее всего, так и останется ни с чем.

Крымская война 1853–1856 годов нанесла катастрофический удар по экономике Российской империи, вконец истощив государственную казну. Для того чтобы выйти из тяжелой ситуации, правительство предприняло финансовую реформу, частью которой была девальвация национальной валюты. Так, 1 рубль стал равен 29 копейкам, и многие еще недавно богатые люди в одночасье потеряли почти три четверти своих сбережений. В праздник Лаг ба-Омер в Любавичи к дому Ребе прибыло много хасидов из разных городов и местечек Российской империи. В ожидании своей очереди лично поприветствовать Ребе, попросить у него благословления и совета собрались бизнесмены и банкиры, капиталы которых изрядно «похудели». Завязался между ними разговор о том, кто что потерял, сколько задолжал заграничным банкам. Цифры назывались астрономические. Масштаб потерь ужаснул стоявшего поодаль бедного школьного учителя Хаима Меламеда, который тоже прибыл к Ребе на праздник, но по делам совершенно иного порядка. Если Хаим и пострадал от денежной реформы, то не сильно это заметил, так как никогда не держал в кармане целого рубля. Но, устав от жалоб разорившихся богачей, Хаим внезапно воскликнул: – Вот я вас слушаю, уважаемые господа, и не верю собственным ушам. Вы же все известные коммерсанты, вы ведете дела на миллионы, а повели себя так глупо! 

Все присутствующие смолкли и в замешательстве посмотрели на учителя. – Не думал, реб Хаим, что вы разбираетесь в финансовых вопросах, – саркастически заметил один из пострадавших. – Удивляюсь я вашей недальновидности. Да будь у меня хотя бы часть тех денег, что вы потеряли, уверяю вас, уж я бы их так просто не потерял! – парировал Хаим, не замечая насмешки. – Ну, и что бы вы сделали на нашем месте? – спросил реб Натан, умудренный годами банкир из Одессы. – Все очень просто. Свои деньги я бы ни в жизнь не держал в одном месте. Часть вложил бы в ценные вещи, другую часть – в недвижимость, а то, что необходимо для коммерческих операций, раскидал бы по разным банкам. Разве лишь только в России есть банки? Часть поместил бы я в швейцарский банк, а другую – в английский. Таким вот образом хранил бы я свои деньги, и если в одной сфере спад, то в другой подъем, в одной стране кризис, а в другой – наоборот. Когда про эту беседу узнал Ребе, то сказал: – Вот теперь понятно, почему этот учитель такой бедный. С неба дают деньги тому, у которого можно будет их потом забрать. Ну, а этот учитель, если бы ему дали деньги, он не захотел бы их потом возвращать. 

Человек, обладающий средствами, понимает: чтобы получить прибыль, надо сначала расстаться с деньгами, выпустить их из рук, а уже потом ждать, что вложения увеличатся. Мудрецы Торы называют душу «бизнесменом». До рождения и воплощения в этом мире у души было все: и серебро, и золото – разумеется, в их духовном эквиваленте. Так ради чего душа утратила все духовные богатства, чтобы ненадолго спуститься в мир, где ее ожидает тяжелый труд и разные страдания? Зная великий потенциал, заложенный в физическом теле, душа была готова потерять, а точнее, вложить все свои сбережения в «выгодное дело», чтобы затем получить прибыль. А именно – духовные «золото и серебро», любовь и страх в мире духовном. 

Слово «цдака» часто переводят на русский язык как «благотворительность» или «помощь нуждающимся». Но этот перевод не совсем точен. Цдака – скорее это справедливый суд. Так кого мы судим, когда, скажем, кладем деньги в купат цдака – коробочку для сбора пожертвований? 

Тора говорит, что Авраам, первый еврей, занимался тем, что принимал дома гостей и кормил их, не требуя возмещения. Но разве это настолько необычно – принимать гостей и бесплатно давать им еду и ночлег? Все нормальные люди на свете по природе своей милосердны и любят помогать нуждающимся. В чем же заключается великая заслуга Авраама, что Тора особенно отмечает его и ставит в пример всем людям земли? Авраам, давая цдаку, вершил праведный суд над собой, скрупулезно отмеряя, сколько средств на жизнь необходимо ему и его семье, а все остальное без остатка давал на благотворительность. Когда на Святую Землю пришли тяжелые времена и в стране начался голод, Авраам хоть и потерял свои сбережения, но свой «благотворительный фонд» по приему гостей не закрыл. Он одалживал деньги, но продолжал помогать нуждающимся, и Вс-вышний не остался в долгу. Авраам не только смог вернуть все ссуды, но и стал одним из самых богатых людей своего поколения. 

И раз уже речь зашла о праотце Аврааме, то важно отметить, что его «благотворительный фонд», называемый Торой Эшель, не был обычной бесплатной столовой. Это было серьезное предприятие, идея которого выходила далеко за рамки простой помощи нуждающимся. Авраам и его жена Сара поставили перед собой великую задачу – воспитать поколение, помочь обрести людям веру в единого Творца. Каждый, кто приходил в гости к Аврааму, получал знание о Вс-вышнем, о молитве и Торе. В этом и состоит еще один важный урок для нас. Мало просто оказывать посильную денежную помощь – нужно также проследить, чтобы эти средства были направлены на достойные цели. Ведь может случиться и так, что человек жертвует своими кровными деньгами, а они попадают в нечистые руки и тратятся на неблаговидные цели. И тогда получается, что человек не только не совершил акт благотворительности, не сотворил добро – но и хуже того, стал повинен в чем-то плохом. 

На какие, вы думаете, деньги процветают террористические организации ХАМАС или ИГИЛ? Отдельные люди и даже целые страны жертвуют деньги, на которые потом покупают взрывчатку и уничтожают автобусы с мирными людьми. На «пожертвования» процветают некоторые организации, которые как бы занимаются защитой прав человека, а на деле устраивают демонстрации в защиту «угнетенных палестинцев» или бойкот израильской продукции. Самое интересное, что среди спонсоров, поддерживающих эти организации, есть немало евреев, которые искренне считают, что помогают правому делу, а на самом деле наносят вред собственному народу. 

А как поступал Авраам? Каждому, кто приходил в его дом, он распахивал двери – даже если это были люди, поклоняющиеся праху, прилипшему к ступням их ног, т. е. делающие объектом поклонения самые низменные вещи. Но первый еврей принимал всех, более того, столетний мудрец и богатейший человек сам мыл им ноги, чтобы не пускать зло к себе в дом. Но, поскольку цель Авраама выходила далеко за рамки организации бесплатной столовой для бедных путников, он не требовал денег, однако каждый, кто входил в дом Авраама и получал кров и сытную еду, должен был прочесть молитву – благословление, восхваляющее единого Б-га. 

По примеру праотца Авраама Любавический Ребе открыл по всему миру места, где каждый желающий мог бы получить духовную и материальную помощь. Один из таких центров – «Бейт Любавич» – находится в древнем городе Цфате. «Дом Любавичей» и вправду стал теплым домом для множества людей. Домом, полным любви к Б-гу, Торе и ближнему. Сюда приходят не только для того, чтобы получить помощь и поддержку, но и чтобы дать, оказать посильную помощь другим. Каждый делится тем, чем может,– кто руками, кто сердцем. Ведь каждый из нас обладает теми особенными талантами, которыми наделил нас Творец, и мы ответственны за эти дары. Тот, кто не дает своему таланту раскрыться, обворовывает окружающих. Он, как тот богач, который, вместо того чтобы использовать свои деньги на благие цели, оберегает их от внезапной потери. 

Во все времена основой еврейской жизни был Бейт мидраш – Дом учения, место, где изучают Тору. Перед тем как спуститься в Египет, праотец Яков первым делом распорядился об открытии там ешивы. Так и повелось с тех пор – и в галуте, и на Святой Земле на протяжении тысячелетий именно ешивы становились сердцем еврейской общины. В содержании ешивы принимали участие все евреи – и богатые спонсоры, и люди среднего достатка. Все праведные евреи были рады возможности дать ученикам место для проживания и снабдить их средствами. И сегодня, соблюдая давнюю традицию, ешива «Бейт Любавич» существует без участия государства, а только с помощью частных пожертвований и поддержки местной общины. Сказали наши мудрецы, что воздух той страны, в которой человек родился, влияет на него. Есть страны, в которых рождаются более красивые или более сильные люди, где-то они лучше бегают или, к примеру, лучше играют в футбол. Воздух Земли Израиля делает людей умнее. Так сказали древние мудрецы, которым было открыто много из того, что недоступно нам. И если вы поставите их слова под сомнение, указав на какого-то жителя Израиля, который не отличается великим умом, то могу вас заверить, что, живи он в другом месте, ситуация была бы еще печальнее. 

Среди городов Святой Земли очень многие связаны с теми или иными событиями, описанными в Торе или Талмуде, где жили или похоронены великие пророки и праведники. Но только четыре города называются святыми: Иерушалаим, Хеврон, Тверия и Цфат. Это как бы двойная святость – Святой город на Святой Земле. Каждый из этих городов символизирует один из четырех первоэлементов. Огонь – Иерушалаим, здесь стоял и в будущем будет восстановлен Храм с жертвенником, в котором постоянно поддерживалось пламя. Земля – Хеврон, в нем есть двойная пещера Махпела, в которой покоятся четыре пары наших прародителей: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яков и Леа. Вода – Тверия, что стоит на берегу озера Кинерет, а в самом городе находится колодец Мирьям. Воздух – Цфат, и нет воздуха чище во всей Земле Израиля, нежели в Цфате. Сам воздух здесь способствует постижению тайн Торы. Вот в таком замечательном месте находится «Бейт Любавич», а в нем – ешива, в которую приезжают люди из разных стран, чтобы изучать Тору в святом месте. 

День в ешиве начинается с раннего подъема и окунания в микву. Затем – учеба до позднего вечера. Тот, кто хочет поступить в ешиву, должен быть готов к напряженной работе не только головы, но и работе сердца – молитве. В Цфате, городе каббалы, где сам воздух излучает особую Б-жественную энергию, и молитва особая. 

Выпускник «Бейт Любавич», готовясь к выходу в большой мир, должен быть не только специалистом в еврейском законе, но создать собственную семью, которую он сможет содержать. Поэтому программа обучения в ешиве предусматривает получение таких специальностей, как шохет – резник, сойфер – переписчик святых текстов, или раввин. Гематрия (числовое значение слова) Цфата равна 22, и этот факт относит нас к 22 буквам еврейского алфавита и намекает на то, что особое восприятие Торы возможно только здесь. Просто живи и дыши воздухом Святой Земли, воздухом Цфата, наполняй свой сосуд, чтобы делиться с другими, – и становись мудрее!