Москва Тель-Авив логотип

ПЕСАХ. Символ нашей свободы

Самая широко известная фраза Песаха – это вопрос «чем эта ночь отличается от всех других?». Этот вопрос обычно задается самыми маленькими участниками пасхального седера и побуждает взрослых объяснить происхождение традиций этого праздника. В этой статье речь пойдет о том, чем же все-таки отличается Песах от остальных ночей, с чем его «едят» и что этот праздник символизирует.

Песах, или еврейская Пасха, – один из самых древних и важных еврейских праздников. Песах отмечается в честь Исхода из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Это событие можно считать отправной точкой становления евреев как народа. Эта история рассказывается в книге Исход, гл. 1–15. 

Песах считается одним из самых соблюдаемых еврейских праздников даже среди несоблюдающих евреев. Согласно статистике, около 67% евреев регулярно проводят пасхальный седер, в то время как только 46% принадлежат к синагоге. Праздник начинается вечером 14-го числа еврейского месяца нисан и длится семь дней (восемь дней в диаспоре), из которых первый и последний дни являются днями, запрещенными для работы. Название «Песах» происходит от еврейского корня חספ (Пей – С амех – Х ет), что означает «проходить», «освобождать» или «щадить». Это напоминает нам о том, что Б-г прошел над домами евреев и защитил их во время последней из десяти египетских казней – смерти первенцев. По указу Б-га еврейский народ помазал свои двери кровью агнца, и смерть, посланная Б-гом, «прошла мимо». Именно поэтому накануне Песаха мужчины-первенцы постятся в память о спасении первенцев Израиля. Праздник также называют Хаг ха-Авив, ביבאה גח (Фестиваль весны), Хаг ха-Мацот תוצמה גח (Фестиваль мацы) и Зман Херутейну ונתורח ןמז (Время нашей свободы). Это первый из трех главных праздников, совмещающих в себе историческое и сельскохозяйственное значения (два других – Шавуот и Суккот). 

Одной из значимых традиций Песаха является запрет на употребление, хранение или продажу хамеца. Согласно Торе, хамец – это пять основных зерновых культур (полба, овес, ячмень, рожь и пшеница). С практической точки зрения хамец – это злаки, которые через 18 минут при контакте с водой не готовы к употреблению в пищу. Запрет на хамец в Песах – это память о том, что евреи покинули Египет настолько быстро, что не успели дождаться, когда взойдет тесто, и приготовили лепешки из несброженного теста (мацу). Маца – продукт быстрого приготовления, сделанный из воды и муки и выполняемый по разнообразным рецептам. Многие особо верующие евреи в Песах едят так называемую «охраняемую мацу» (особенно первые два дня). Пшеница для такой мацы сразу после сбора охраняется от воды, которая ненароком может заквасить хлеб. Разные традиции, впрочем, сложились в ашкеназских и сефардских общинах в отношении запрета на употребление «китниот» – растительных продуктов определенного класса, означающих в современном иврите бобовые. В то время как евреи из восточных стран с легкостью употребляют рис и бобовые в праздник, ашкеназские евреи должны убедиться, что в их доме нет ничего содержащего бобовые, рис, а также чего-либо похожего на «китниот», как, например, арахис. В ашкеназской традиции употребление «китниот» запрещено из-за опасения того, что к такому классу продуктов мог подмешаться хамец. Процесс очистки дома от хамеца занимает несколько недель и является очень трудоемким. Накануне праздника хамец обычно выкидывают или уничтожают. Но есть также традиция так называемой продажи хамеца, когда евреи продают хамец нееврею, а затем могут выкупить его обратно после Песаха. Как и любые другие сделки о купле-продаже, эта продажа несет реальный юридический характер. С символической точки зрения удаление хамеца на Песах – это своеобразная очистка от высокомерия и гордыни. 

Слово «Песах», или «Пе-сах», также трактуется как «уста говорящие», поэтому рассказы об истории праздника являются главной заповедью. Говорят, что «в каждом поколении еврей должен смотреть на себя так, как будто он сам лично вышел из Египта». Именно поэтому основной традицией Песаха все же остается седер. Седер – это семейная праздничная трапеза, которая проводится в первый вечер Песаха после заката солнца. Эта трапеза включает больше обрядов, чем любая другая церемониальная трапеза. 

С иврита «седер» переводится как «порядок», и действительно, ритуалы седера подчиняются своему строгому порядку. Перед седером на стол ставится специальное пасхальное блюдо c продуктами, являющимися основополагающими для пасхальной трапезы. Место каждого из них, как и сам продукт, имеет свой отдельный каббалистический смысл. Так, например, марор (горькая зелень) является символом горечи рабства, харосет (измельченные орехи и яблоки) олицетворяет глину кирпичей, из которых евреи строили египетские города, карпас (сельдерей), который мы макаем в соленую воду, символизирует еду, которую наши предки ели в рабстве, и их горькие слезы. 

Несмотря на горечь долголетнего рабства, Песах – это радостный праздник освобождения. На протяжении седера каждый обязан выпить традиционные четыре бокала вина (или виноградного сока), которые соответствуют четырем «проявлениям искупления», обещанным Б-гом евреям: «Я избавлю вас от страданий в Египте и от рабства; Я выкуплю вас своей протянутой рукой и рассудительностью; Я заберу вас к себе как нацию, и Я буду вашим Б-гом» (Исход 6:6–7). Дополнительно на стол ставится еще одна наполненная чаша, предназначенная для пророка Элиягу, пророка – провозвестника прихода Машиаха. Эта чаша так и называется «чаша Элиягу». Во время молитвы «Шфох ха-матха» – «Пролей свой гнев» – дети внимательно следят за тем, не убавилось ли в чаше вина, так как, по легенде, приходя на седер в каждый дом, Элиягу выпивает пару капель из своей чаши. 

Пасхальный седер проводится почти во всех еврейских домах. Существует обычай приглашать на седер людей, которым не с кем отметить праздник. Также организуются общественные седеры. Основная традиция праздничной трапезы – это чтение Пасхальной Агады – повествования об Исходе из Египта с комментариями. Читать Агаду должны все, а те, кто не может читать, должны слушать, не отвлекаясь. Читают Агаду по возможности на своем родном языке. Нужно отметить, что дети играют важную роль в проведении седера. Самые маленькие участники седера читают «Ма ништана» («Почему эта ночь отличается от других»). Таким образом, в ответ на детские вопросы глава семьи начинает рассказ. Цель седера – пояснить детям, что, когда евреи ыли рабами в Египте, «крепкой рукою и мыш- й простертой» Б-г вывел их из рабства, наказав египтян десятью казнями. Другая традиция, в которой дети принимают участие, связана с афикоманом. В начале пасхальной трапезы под салфетку кладут три листа мацы, а половина средней мацы (афикоман) отламывается, и дети стараются ее спрятать. Так как закончить седер без этого куска никак нельзя, дети требуют у взрослых подарки за возвращение афикомана. Такая традиция не только веселит всех присутствующих, но и обеспечивает заинтересованность малышей в трапезе. Каждое действие седера соответствует определенному моменту повествования Агады. По окончании чтения Агады все участники приступают к трапезе. 

Как и раньше, так и сегодня, Песах остается семейным праздником, отмечающим рождение еврейского народа. Этот символ еврейской свободы не только служит нам напоминанием об Исходе из Египта, но и стимулирует нас к преодолению трудностей, освобождению и самосовершенствованию в XXI веке. Песах несет в себе обновление и подчеркивает единство еврейского народа в его против стоянии всем невзгодам.