Москва Тель-Авив логотип

Про кризис и стимуляцию

Илья Киселев

Дизайнер, ресторатор

Как-то на конгрессе в Париже, посвященном преодолению мирового кризиса, у Умберто Эко спросили, как же все-таки победить кризис, на что он ответил: «Интеллектуалы не разрешают кризисов, они их создают».

Ни я, ни мои родители не помнят в России долгое время стабильности. Постоянно случаются дефолты, девальвации, деноминации, инфляции, замена денежных знаков и прочие напасти. Россиянину тяжело представить, как можно жить и знать, что через несколько лет цена на продукты или технику будет примерно такая же. Ни один россиянин не помнит того, чтобы у нас что-то дешевело или жить становилось легче. И это закаляет.  

Много лет назад от знакомого бизнесмена я слышал фразу: «Я люблю кризис, именно в это время я зарабатываю». С ума сошел, подумал я. Спустя несколько лет, уже самостоятельно занимаясь бизнесом, а именно созданием новых брендов и концепций, я понял, о чем он говорит. В кризис те умные люди, у которых сохранились деньги с докризисных времен, понимают, что с каждым днем сумма на счете сгорает, а в один момент и вовсе может раствориться, поэтому деньги нужно пускать в работу. Поэтому многие стремятся в кризис деньги тратить на создание чего-то нового, обновлять старое, искать свежие пути выживания. Жить в постоянном напряжении потери денег тяжело, поэтому в России большинство людей занимаются краткосрочными вложениями
и хотят быстрой окупаемости. У нас в стране «фабрика» по созданию чего-то нового или адаптации уже сформировавшихся за границей трендов. 

Не так давно у меня разгорелась нешуточная баталия еще с одним человеком, который утверждал, что кризис необходим, иначе он просто отказывается работать, ему неинтересно работать без напряжения, ему нужны тумаки, чтобы двигаться вперед и соображать, как еще заработать. Человеческая природа, а особенно природа россиянина, такова, что нужна постоянная стимуляция, чтобы что-то продвигалось, а по простому, «пока на горе рак не свистнет, делать не буду». А у нас он свистит с завидной периодичностью. 

Слабый всегда найдет оправдание тому, чтобы не вставать с дивана и ничего не делать. То, что нам постоянно пропагандирует реклама,– стремление к комфорту – многими воспринимается как смысл жизни. Для комфорта в принципе нужен минимум – это диван, подушка и одеяло, где тепло и хорошо. Утрирую, конечно, но превращать комфорт в смысл жизни – это путь непродуктивный и целью жизни являться не может. 

Кризис – это очередной стимул подняться с комфортного дивана, хорошенько обдумать новый путь и идти по нему, преодолевая боль. Сильные люди кризис не чувствуют, потому что для них это естественный путь преодоления, в первую очередь себя, новые горизонты и возможности. 

Кризис подстегивает всех, кто не привык работать, тех, кто привык вкалывать с утра до вечера, молодых и взрослых, слабых и сильных. Слабые будут продолжать говорить «кризис», а сильные и успешные им в ответ: «Да нет никакого кризиса, работаем дальше». Если мы заслуживаем постоянной стимуляции, то давайте ею наслаждаться.